Крошечный экран подпрыгивает перед вами, качество звука — ужасное, постоянные перебои. Смотреть фильм во время полета — удовольствие не из приятных. Тем не менее постоянные «летуны» наверняка оказывались в ситуации — или видели своими глазами — как самые безобидные фильмы во время полета превращаются в шедевры кинематографа. Даже легкомысленные комедии вроде «Симпсонов» могут довести до слез пассажиров.
Физик и телеведущий Брайан Кокс и музыкант Эд Ширан признались, что становятся чересчур эмоциональными, просматривая фильмы в самолетах. Опрос, проведенный аэропортом Гатвик в Лондоне, показал, что 15% мужчин и 6% женщин заявили, что с большей вероятностью будут плакать, просматривая фильм в самолете, нежели дома.
Одна из крупных авиакомпаний даже стала предупреждать пассажиров перед просмотром о «чрезмерной нагрузке на эмоциональное состояние», которая может их расстроить.
Существует много теорий о том, почему полет может сделать пассажиров более уязвимыми перед слезами — отсутствие близких, волнение перед поездкой, тоска по родине. Но есть также свидетельства, указывающие на то, что причиной всего этого может быть и сам полет.
Последние исследования позволяют предположить, что пребывание на высоте 10 километров над землей, в запечатанной металлической трубе, может странным образом отзываться на наших умах, менять настроение, чувства и даже заставлять чесаться.
«В прошлом проводилось не так много исследований на эту тему, так как для здоровых людей все это не представляет большой проблемы», говорит Йохен Хинкельбейн, президент Немецкого общества аэрокосмической медицины и помощник медицинского директора по неотложной медицине в Университете Кельна. «Но поскольку воздушные перелеты становятся дешевле и популярнее, по воздуху начинают путешествовать и более старые, менее здоровые люди. Отсюда и интерес».
Хинкельбейн — один из немногих исследователей, которые сейчас изучают, как условия, которые мы испытываем в полете, могут влиять на человеческое тело и разум.
Нет никаких сомнений в том, что кабина самолета — прелюбопытнейшее место для посещения человеком. Поразительная среда, в которой давление воздуха соразмерно тому, что на горе высотой в 2,4 километра. Влажность ниже, чем в самых сухих пустынях мира, а воздух, который накачивается в кабину, охлажден до 10 градусов Цельсия, чтобы отвести излишнее тепло, вырабатываемое телами и электроникой на борту.
Пониженное давление воздуха в воздушном полете может снизить количество кислорода в крови пассажиров на 6-25%. В больнице при таких показателях врачи уже прописывают дополнительный кислород. Для здоровых пассажиров это безопасно, но пожилые люди могут испытывать проблемы с дыханием, равно как и те, у кого такие проблемы и без того были.
Проводились, однако, исследования, которые показали, что относительно умеренная гипоксия (нехватка кислорода) может снижать нашу способность к ясному мышлению. На уровне кислорода, соответствующего высоте 3,6 километра, здоровые взрослые люди могут замечать существенные изменения в памяти, способности вычислять и принимать решения. Поэтому авиационные службы настаивают на том, чтобы пилоты надевали кислородные маски, если давление в кабине эквивалентно высоте выше 3,8 километра.
Что необычно, так это то, что давление воздуха на высоте 2,1 километра, как оказалось, увеличивает время реакции — плохие новости для тех, кто любит играть в компьютерные игры во время полета.
Были также исследования, которые показали, что может быть небольшое снижение познавательной способности и рассудительности при уровне кислорода, соответствующего высоте 2,4 километра — как в кабинах самолетов. Большинство из нас вряд ли заметит изменения.
«Здоровый человек — пилот или пассажир — не должен испытывать когнитивных проблем на такой высоте», говорит Хинкельбейн. «Если же человек не совсем здоров, либо кто-то приболел гриппом, гипоксия может снизить кислородное насыщение настолько, что когнитивный дефицит станет очевидным».
Но Хинкельбейн также говорит, что умеренная гипоксия, которую мы испытываем во время полетов, может оказывать другие, легко узнаваемые эффекты на наш мозг — например, мы устаем. Исследования в гипобарических камерах и неакклиматизированных военнослужащих, прибывающих в горные районы, показали, что кратковременное воздействие высоты не менее 3 километров может усилить усталость, но у некоторых людей это проявляется и на более низких высотах.
«Всякий раз, когда я сижу в самолете после взлета, я чувствую усталость и с легкостью могу уснуть», объясняет Хинкельбейн. «Не то чтобы нехватка кислорода отправляла меня в забытье, но гипоксия определенно этому способствует».
Если вам удастся держать глаза открытыми достаточно долго, чтобы увидеть, как свет в кабине тускнеет, вы столкнетесь с другим эффектом пониженного давления воздуха. Ночное зрение человека может ухудшиться на 5-10% на высоте всего в 1,5 километра. Это связано с тем, что клетки фоторецептора в сетчатке, который нужен для ночного зрения, очень нуждаются в кислороде и могут с трудом получать все необходимое на большой высоте, что снизит эффективность их работы.
Полет также вносит хаос в наши органы чувств. Сочетание низкого давление воздуха и влажности может снизить чувствительность наших вкусовых рецепторов к соленому и сладкому до 30%. Исследование, проведенное авиакомпанией Lufthansa, также показало, что томатный сок в полете вкуснее.
Сухой воздух может также ограбить нас на обоняние, сделав пищу безвкусной и пресной. Именно поэтому многие авиакомпании добавляют в еду приправу, которая должна сделать ее приемлемой для поглощения во время полета. Возможно, и хорошо, что наше обоняние снижается во время полета. Потому что изменение давления воздуха заставляет чаще пускать газы.
И если перспектива дышать телесными газами ваших попутчиков вас не смущает, снижение давления также вызывает у пассажиров чувство беспокойства. Исследование 2007 года показало, что через три часа пребывания на высоте, как в кабине самолета, люди начинают жаловаться на неудобство.
Добавьте к этому низкую влажность, и станет неудивительно, что нам трудно сидеть спокойно в долгих рейсах. Исследование австрийских ученых показало, что дальний полет может высушить кожу на 37% и вызвать зуд.
Низкий уровень давления воздуха и влажности может также усиливать эффекты алкоголя и похмелья на следующий день. Но это еще цветочки. Готовьтесь к действительно плохим новостям.
«С гипоксией может увеличиваться уровень тревоги», объясняет Валери Мартиндейл, президент Аэрокосмической медицинской ассоциации при Королевском колледже Лондона. Тревога — не единственный аспект настроения, который может меняться в процессе полета. Ряд исследований показал, что пребывание на высоте может усиливать негативные эмоции, напряжение, делать людей злее, менее энергичными и мешает справляться со стрессом.
«Мы показали, что некоторые аспекты настроения могут меняться при воздействии давления в салоне, эквивалентном высоте 2-2,5 км», говорит Стивен Легг, профессор эргономики в Университете Мэсси в Новой Зеландии, исследующий влияние умеренной гипоксии на людей. Это могло бы объяснять, почему некоторые пассажиры могут поплакать над фильмом в середине полета, однако большая часть эффектов, изученных в рамках этого исследования, должна проявляться выше высоты, на которой обычно летают пассажирские самолеты. Умеренное обезвоживание, как говорит Легг, также может влиять на настроение.
«Мы очень мало знаем о воздействии нескольких умеренных факторов стресса на сложные процессы размышления и настроения», добавляет он. «Но мы знаем, что общая усталость точно ассоциируется с дальними рейсами, поэтому я склонен предполагать, что сочетание этих эффектов и приводит к «летной усталости».
Есть также исследование, показывающее, что высота может делать людей счастливее.
Стивен Грёнинг, профессор кинематографии и СМИ в Вашингтонском университете, считает, что это счастье может выражаться в слезах. Скука во время полета и облегчение, которое приносит фильм, в сочетании с уединением маленького экрана и наушниками, могут вызывать слезы радости, а не печали.
«Конфигурация развлекательных устройств для полетов создает эффект близости, который может усиливать эмоциональные реакции», говорит Грёнинг. «Плакать на самолете можно и от облегчения, не обязательно от печали».
Хинкельбейн нашел еще одно странное изменение в человеческом теле, которое может мешать привычной работе нашего организма. Даже 30 минут, проведенных в условиях полета на коммерческом авиалайнере, могут изменять баланс молекул, связанных с иммунной системой. То есть пониженное давление воздуха может менять работу нашей иммунной системы.
Если полет действительно меняет нашу иммунную систему, это не только сделает нас более уязвимыми к поражению инфекцией, но и изменит настроение.
«Люди привыкли считать, что у них появляется простуда или грипп во время путешествий из-за изменений климата», говорит Хинкельбейн. «Но причиной может быть изменение иммунного ответа в полете. Это следует изучить подробнее».
Если работа нашего иммунитета действительно меняется в полете, это не только сделает нас более уязвимыми к инфекциям, но и изменит настроение. Считается, что воспаление может быть связано с депрессией.
«Воспалительный ответ после введения вакцины может привести к падению настроения на 48 часов», говорит Эд Буллмор, глава психиатрии в Кембриджском университете, изучающий, как иммунная система влияет на настроение. «Было бы интересно, если бы 12-часовой полет на другой конец света вызывал нечто подобное».