29 марта 2024

Серийные убийцы. Самые большие организмы планетыСюжет

Опята, убивающие деревья, и колония тополей, которая погибает из-за оленей. Как живут самые большие организмы на Земле.

Самым большим организмом на планете назвали мичиганский опенок, который занимает площадь в 37 гектаров и весит более 400 тонн. Раньше первенство отдавали голубому киту.

При этом самым тяжелым организмом на Земле является клональная колония тополей, которая, как заявили накануне ученые, погибает из-за оленей. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Самый большой организм

На этой недели СМИ, ссылаясь на статью миколога Мэть Тауба на bioRxiv, сообщили, что мичиганский опенок забрал у голубого кита забрал звание самого большого организма на планете.

Шляпка на ножке является лишь небольшой частью гриба - плодовым телом, в котором образуются споры, помогающее грибу размножаться.

Сам же гриб - это грибница, или мицелий, который состоит из тысячи тонких и толстых нитей, пронизывающих почву и гниющую в ней органику. Нитей может быть очень и очень много, и распространяться они могут на очень большую территорию.

Опенок толстоно/ wiki

В конце 1980-х годах на Верхнем полуострове Мичигана обнаружили грибницу опенка толстоногого, покрывавшую 37 гектаров и массой в 440 тонн.

Исследователи из Университета Торонто и Карлтонского университета решили еще раз убедиться, точно ли все это один и тот же гриб, и сколько ему в таком случае лет.

В статье говорится, что гриб действительно один и тот же, а возраст его, если оценивать по количеству мутаций в разных частых грибницы, составляет около 2,5 тысячи лет.

Самый старый организм

При этом в августе 2017 года сообщалось, что крупнейшим живым организмом на Земле является опенок темный, который растет в лесном заповеднике Малур американского штата Орегон. Об этом говорилось в исследовании международной группы ученых, опубликованном в репозитории bioRxiv.

Исследователи выяснили, что этот вид опят обладает специфичной ДНК, делающей их "серийными убийцами" деревьев, что позволяет грибам вырасти до гигантских размеров.

Мицелий Armillaria ostoyae в Орегоне образует не отдельные скопления, а единый организм массой в 600 тонн, и занимает площадь 840 гектар, что намного больше, чем мичиганский опенок.

Опенок темный / OpenMind

По оценкам ученых, возраст этого организма составляет более семи тысяч лет.

Чтобы понять, что делает Armillaria уникальными и успешными видами, биологи проанализировали геном 22 видов опят, выяснив их происхождение и эволюционное развитие.

Оказалось, что для опят темных характерно значительное увеличение генома, что привело к появлению специфичных генов, связанных с патогенностью грибов, а также способствующих формированию ризоморфов.

Ризоморфы - сплетения грибных нитей, которые внедряются в деревья и транспортируют из них воду и питательные вещества к плодовым телам. Они также распространяются от больных растений, способствуя заражению здоровых. Это паразитирование приводит к массовой гибели деревьев.

Ризоморфы опят / Kathie Hodge на flickr

Чуть позе выяснилось, что секретом этих опят является "разделение труда" между грибницей и ризоморфами. К такому выводу пришла группа ученых, которые секвенировали геном четырех видов опят и опубликовали результаты исследования в журнале Nature Ecology&Evolution.

Помимо паразитизма, исследователей интересовали молекулярные отличия между обычной грибницей, ризоморфами и плодовыми телами. Анализ экспрессии генов показал, что по сравнению с обычной грибницей, в растущих ризоморфах изменена экспрессия полутора тысяч генов.

Самый широкий спектр ферментов, утилизирующих древесину, был обнаружен в грибнице, в то время как в ризоморфах преобладали фитотоксины и экспансины.

По-видимому, главной функцией ризоморф является заражение, в то время как питанием занимается обычная грибница.

По молекулярным характеристикам ризоморфы и плодовые тела оказались похожи, что заставило исследователей предположить, что ризоморфы являются вторичным приобретением, производным от плодовых тел, и развились у опят как приспособление к эффективному паразитизму.

Самый тяжелый организм

17 октября ученые заявили в статье на сайте PLoS ONE, что самый тяжелый организм на планете, клональная колония тополей, погибает из-за неконтролируемого размножения травоядных, говорится в.

Восстановление колонии не происходит из-за того, что молодые деревья подъедают чернохвостые олени и коровы. Дикие травоядные, в свою очередь, расплодились после истребления хищников, на которых одно время велась охота.

Клональная колония осинообразных тополей, которую прозвали Пандо состоит примерно из 47 тысяч генетически идентичных деревьев, которые имеют единую корневую систему. Пандо растет в центральной части штата Юта.

Он занимает площадь около 43 тысяч гектаров и, по оценкам исследователей, весит около шести тысяч тонн. По-видимому, колония появилась после окончания последнего ледникового периода, около 14 тысяч лет назад.

Пандо / wiki

Несколько лет назад местные власти заметили, что Пандо исчезает, и инициировали исследование, целью которого было понять, как его восстановить.

По мнению исследователей, основной причиной гибели молодых деревьев стали травоядные - чернохвостые олени и домашние животные с окрестных ферм - которые объедают поросль. Старые изгороди, участки которых оставляют в новых ограждениях, не всегда являются препятствием для животных.

Они проходят через проломы в заборе или перепрыгивают через них. Травоядных стало слишком много отчасти из-за того, как люди истребили хищников, контролировавших их численность. К

тому же за последние 70 лет недалеко от тополиного леса стало появляться жилье, кемпинги и дороги, так что охоту на травоядных в этих местах запретили, и здесь стали появляться привыкшие к людям чернохвостые олени. Осинообразные тополя живут примерно 100-130 лет, так что взрослые деревья постепенно умирают, а новые на их месте не растут.

Исследователи заключают, что несмотря на то, что огораживание участков леса началось 25 лет назад, пока оно не принесло результата и Пандо не начал восстанавливаться. Для того, чтобы сохранить его, нужно тщательно следить за перемещениями коров и оленей, и при необходимости, уменьшать популяцию диких травоядных.

Новости отв Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet