Эффективные предприниматели всегда ценят свое время, поэтому ставят в приоритет выполнение стратегического плана развития компании. В рамках реализации таких задач крайне важно, чтобы команда решала любые вопросы не только быстро, но и точно. Чтобы риски форс-мажоров при этом можно было свести к минимуму, периодически используется специальный инструмент контроля — внутренний аудит.
"Внутренний аудит необходим и собственнику, и менеджменту компании. Этот инструмент позволяет преодолевать трудности — когда, например, менеджмент считает, что эффективно контролирует все процессы, а времени или возможностей для грамотного структурирования информации недостаточно. Внутренний аудит в таком случае станет объективным источником информации и повысит качество принятия решений", — поясняет аудитор Марина Шкиптан.
По ее словам, внутренний аудит касается не только проверки финотчетности и оптимизации налогов, но и охватывает все аспекты деятельности компании.
ЦЕЛИ
Чтобы провести эффективный аудит, нужно определить цели проверки компании.
"Целями внутреннего аудита могут быть обеспечение эффективности использования активов предприятия; соблюдение эффективности экономического использования ресурсов; обеспечение полноты и достоверности отображенной информации в финотчетности; обеспечение своевременного выявления финансовых и операционных рисков", — перечисляет Шкиптан.
При этом внутренний аудит может быть краткосрочным, так как направлен на анализ деятельности и результативности определенного отдела организации.
"Краткосрочным может быть аудит, изучающий проект, который запланирован к реализации. Но для его осуществления предпринимателю необходим анализ сильных и слабых сторон компании, внесение предложений по усовершенствованию некоторых процессов", — поясняет аудитор.
Такой аудит по срокам может длиться 1—3 месяца.
Может внутренний аудит быть и постоянным. Для этого создается отдельная структура в организации.
"Цели такого аудита — выявление недочетов и внесение предложений по устранению ошибок, а также контроль за корректностью функционирования отдельных рабочих процессов или отделов организации. Чтобы решать задачи, важно привлекать квалифицированных специалистов. В частности, единственным сертификатом, подтверждающим высокий уровень специалистов в сфере внутреннего аудита, является сертификат CIA, учрежденный американским Институтом внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors)", — отмечает Шкиптан.
ЦЕНЫ
Перед проведением внутреннего аудита специалисты просчитывают, какой же бюджет потребует на осуществление проверки.
"Цены могут варьироваться, начиная от суммы в 50 тыс. грн и до 5% от суммы проекта, который подлежит анализу. Привлечение специалистов на постоянной основе сможет распределить эти расходы равномерно. А если в ходе анализа возникнут допвопросы, решения будут приняты оперативно и с учетом всех рисков", — отмечает Марина Шкиптан.
По ее словам, внутренний аудит сейчас является популярным инструментом для проверки малого и среднего бизнеса, а также компаний, собственники которых являются нерезидентами или проживают в другой стране.