Верховная Рада урезала тарифы для производителей альтернативной энергетики, теперь они будут зарабатывать меньше. Насколько именно, и какой это влияние будет иметь на отрасль.
Верховная Рада на этой неделе урезала тарифы для производителей альтернативной энергетики, теперь они будут зарабатывать меньше. Принятый закон является компромиссом между правительством и производителями.
Он призван разрешить кризис на рынке, но многие инвесторы остались им недовольны. К тому же, снижение "зеленого" тарифа не сможет остановить повышение стоимости электроэнергии для населения. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Что меняет закон
За последний год в сфере энергетики, особенно альтернативной, произошло немало событий, которые привели к недоразумениям, вылившиеся в кризис на энергетическом рынке.
Привлекательность рынка альтернативной энергетики со стороны инвесторов и возможность получить "зеленый" тариф без аукционов привели к тому, что доля производителей электроэнергии из возобновляемых источников электроэнергии в Украине значительно выросла.
При этом на государственном уровне финансирование выплат по "зеленому" тарифу не обеспечивалось в необходимых объемах. Что привело к многомиллиардному долгу. Чтобы его погасить с 1 августа поднимается тариф на передачу электроэнергии.
Основная миссия принятого законопроекта - это снижение "зеленого" тарифа, по которому национальная компания Укрэнерго покупает электроэнергию, производимую из возобновляемых источников.
Минэнерго подсчитало, что в этом году сумма выплат производителям по "зеленому" тарифу составит более 52 миллиардов гривен. При этом объем дополнительной надбавки таким производителям к рыночной цене на электрическую энергию в 2020 году превысит 33 миллиарда.
В этой связи прогнозируется значительный дефицит средств госпредприятия Гарантированный покупатель, которое отвечает за выплаты производителям по "зеленому" тарифу. Это около 26 миллиардов гривен.
"Мы не можем в стране, где такой уровень бедности, иметь самую дорогую в Европе "зеленую" энергию. Не может быть такого, что страна теряет, бюджет теряет, а мы платим повышенную цену за зеленую энергетику", - говорил премьер-министр Денис Шмыгаль.
Как закон урезает тарифы:
- для солнечных электростанций мощностью более 1 МВт, запущенных до 2020 года, тариф предлагается урезать на 15 процентов; мощностью до 1 МВт - на десять процентов
- для ветроэлектростанций, запущенных до 2020 года, мощностью меньше 1 МВт - на 7,5 процента
- установки, запущенные в 2020 году и позже, получают еще 2,5 процента к снижению тарифа
Кроме того, с 2022 производители "зеленки" обязуются нести финансовую ответственность за небаланс своих фактических и прогнозных графиков производства электроэнергии.
При этом Кабмин обязуется до конца 2021 полностью погасить имеющуюся задолженность перед производителями альтернативной энергии, которая составляет 16 миллиардов гривен.
Инвесторы недовольны
Дирк Бушле, заместитель директора секретариата Энергетического сообщества, от имени этой международной организации, членом которой является Украина, выступает медиатором в переговорах между украинским правительством и инвесторами в "зеленую" энергетику.
Бушле сказал, что принятие закона в Европе оценивают положительно, однако кризис на рынке все еще возможен, поскольку не все инвесторы оказались согласны идти на компромисс.
"Они заявляют, что не могут себе позволить снизить итоговую доходность проектов. Поэтому они требуют, чтобы срок гарантированных выплат был продлен еще на два года. Правительство не соглашается на это и на переговоры пока не идет. Таким образом, компромисс достигнут не со всеми инвесторами, а только примерно с половиной. По другой половины еще ничего не решено", - сказал он DW Україна.
Если переговоры не продолжатся, то на государство начнут подавать иски в международные арбитражи, что приведет к кризису доверия инвесторов, что сильно навредит Украине, говорит эксперт.
"В целом положение украинской энергетики не слишком хорошее. И принятый закон не решает эту проблему. Ведь причина неплатежеспособности Гарантированного покупателя не только в тарифах, а в структурных проблемах. А политической воли решить их системно пока нет. И все это имеет привкус выборочного удовлетворения интересов отдельных инвесторов", - сказал он.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что изменение правил игры на рынке возобновляемой энергетики на 2-3 года приостановит инвестиции в эту сферу в Украине.
Чтобы исправить ситуацию нужно отрегулировать энергорынок, разработать систему аукционов, на которых квоты на новые мощности будут предоставляться тем производителям, которые предложат самый низкий приемлемый для них тариф, говорит эксперт.
Тарифы для населения
Правительство подсчитало, что новые тарифы позволят снизить финансовую нагрузку на потребителей шесть миллиардов гривен ежегодно или на два миллиарда евро за все время действия "зеленого" тарифа до конца 2029 года.
В общем, промышленность, очевидно, при определенных обстоятельствах может рассчитывать на снижение затрат, ведь предприятия уже платят за электричество рыночную цену.
Однако население все еще получает электричество по более низкой, не рыночной цене.
И просмотр "зеленых" тарифов - лишь один из нескольких шагов, которые должно сделать правительство, чтобы решить кризисную ситуацию в электроэнергетике, отягощенную взаимными долгами.
В правительственной программе стимулирования экономики говорится о "пересмотре тарифов на электроэнергию для населения". Речь идет о повышении тарифов до рыночного уровня.
Хотя Шмыгаль утверждает, что Кабмин не только не будет повышать тарифы для населения в этом году, но даже не будет обсуждать этот вопрос. Однако эксперты уверены, что рано или поздно правительство будет вынуждено вернуться к этому вопросу.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet