Сегодня наше общество в силу тенденций своего развития и большей открытости в планах границ и возможностей передвижения людей стало менее консервативным и строгим, чем было, скажем, 100 лет назад. Но это проявляется скорее в возможности выражения и демонстрации индивидуального мнения, взглядов, достижений, чем в принятии этих проявлений. Сейчас общество стало более разношерстным и индивидуалистическим, вследствие чего возможны недопонимания и определенные сложности. Мы все знаем, что «Бог терпел и нам велел», но времена терпимости в ущерб собственной свободе и правам уже давно в историческом прошлом. Здесь уместнее было бы коснуться темы толерантности в обществе и того, в каких вопросах она сегодня особенно актуальна. Поэтому мы решили побеседовать на эту тему с Евгением Абу-Зейдом, кто на собственном жизненном опыте знает, что такое выпадать из общепринятого жизненного сценария и о практической ценности пережитого опыта общения и становления себя как личности в культурно, лингвистически, этнически неоднородном обществе.
Сейчас многие впервые столкнутся с термином «мультикультурализм» и не только узнают, что это такое, но и поймут важность данного понятия. А Вы, Евгений, можно сказать, выросли в контексте данного понятия. Так ведь?
Да, это верно. Ведь я, будучи сыном дипломата, родился в мультинациональной семье, воспитывался и рос в разных странах, куда моя семья переезжала по долгу службы отца. Такой ритм жизни позволил мне не только получить большой жизненный опыт, сформировать свою систему ценностей, добиться успеха на профессиональной арене, но и объективно судить самому о том, насколько важным является вопрос толерантности в современном обществе.
Моя семья и ее уклад были подчинены приставке «мульти». Моя мама – украинка, отец – палестинец, сам я родился в столице Кении - Найроби, потом мы переехали в Албанию, затем в Грецию. Именно в Афинах и начинаются мои по-настоящему осознанные и ясные воспоминания. Я помню детский садик, который носил характер международного. Там были дети из разных стран, в том числе и из самой Греции. Именно там, а в последующем в школе, я мог наблюдать, как истинные человеческие качества – уважение, принятие, терпение и стремление понять - становятся выше, чем расовая или религиозная принадлежность, например. Я благодарен тому, что мы были детьми, когда еще не знаком, по сути, с понятиями отличительности по какому-то признаку. И той системе, которая была в учебном заведении. Моя школа «Byron College» - это было удивительное местом. В этой по-настоящему многонациональной школе напрочь отсутствовало факт дискриминации и существовало категорическое неприятие конфликтов. Здесь учились дети с Филиппин, Англии, Австралии, Китая, ЮАР, Новой Зеландии, Канады, Швейцарии, Шотландии, Македонии, Франции и даже с Кубы, которая на тот момент была довольно закрытой страной. Таким образом, в одном месте концентрировались люди разных культур, со своим исторически сформированным мировоззрением, традициями и устоями. И именно на примере этого маленького мультикультурного я мог практически наблюдать за тем, как толерантность важна для общества – какое положительное влияние она оказывает и к чему может привести, как и ее отсутствие.
В связи со спецификой Вашего географического жизненного перемещения Вы может довольно уверенно судить об эффективности и целесообразности политики мультикультурализма не теоретически, а практически, так как являлись не только свидетелем межкультурного диалога, но и его непосредственным участником. Что помог Вам понять опыт Вашего детства и юности?
Во-первых, могу сказать, что именно в тот период времени я в силу своего возраста и отсутствия другого опыта не то что не придавал значение таким умным терминам, но и даже не знал, что это такое. Я воспринимал национальную, культурную, этническую, расовую мозаику вокруг себя как однородный и комфортный фон своей жизни. А во-вторых, это уже по прошествии времени я могу с уверенностью сказать, что был свидетелем того, как эффективно могут взаимодействовать отдельные культуры и как это влияет на общество. Особенно ярко я почувствовал это, когда начал учебу в Минске, то есть попал в более однородное постосоветское общество и оказался носителем ярко выраженной и отличительной культуры. Тогда ч уже более «научно» что ли столкнулся с тем, что называется «мулькультурализм».
На самом деле мультикультурализм – это политика поведения, которая предполагает культурный плюрализм и способствует его развитию. Простыми словами, это можно описать, как право представителей общества в рамках одной страны независимо от этнических, расовых и религиозных различий на развитие своей культуры, языка, традиций, этнических или религиозных ценностей. Я считаю, что именно такое общество способно победить социальную несправедливость и руководствуется принципом толерантности. Особенно важным является то, что мультикультурализм занимается правами групп, а не отдельных индивидуумов. В мультикультуралистическом обществе все граждане страны имеют равные права в развитии своей культуры, языка, традиций, этнических и религиозных ценностей. Я действительно мог в свое время наблюдать эффективность и необходимость такой политики на своем опыте, так как такое этническое и национальное многообразие сложно было себе представить большинству людей. И я на своем примере убедился, как важна возможность свободно соблюдать свои традиции. Ведь это то, что позволяет каждому из нас сформировать свои духовные ценности, свои костяк. И как важно, когда это поддерживается, а не подавляется.
Евгений, а что Вы можете сказать относительно Украины в данном контексте? Конечно, она не являлась в силу своего исторического развития точным отображение той микромодели из Вашего детства и юности и даже не может сравниться с Америкой или Британией, но все же. Какой он мультикультурализм «по-украински»?
Что касается Украины, то, конечно, здесь картину, конечно, не сравнить с американской, шведской, австралийской и канадской моделями в силу специфики исторического развития, но свои особенности здесь тоже есть.
Дело в том, что Украина внешне выглядит как этническое однородное государство. Основная часть населения - этнические украинцы, но сама украинская этническая община не однородна. Часть этнических украинцев в стране говорит на своем родном языке, а часть украинской общины – русскоязычные. Они сформировались под сильным воздействием российской и советской культурной и политической традиции. Подобную ситуацию я наблюдал в Белоруссии и Казахстане. Реально в стране существует фактическое двуязычие. В бытовой практике приблизительно половина населения страны использует русский язык. Что касается других национальных меньшинств, то они компактно сосредоточены в отдельных регионах страны. Да, именно тему русского и украинского языка сейчас нельзя назвать решенной особенно в свете событий, которые произошли в Украине относительно недавно на политической арене относительно территориальной целостности страны. Но на государственном официальном уровне все необходимые моменты узаконены и четко соблюдаются. Да, здесь к мультикультурализму подмешался момент политики, что может вызвать цепную реакцию, но именно здесь прекрасно показывает себя момент толерантности, выводя на первый план человеческие качества, а не политическую принадлежность. Следует заметить, что каких-то радикальных мер относительно ущемления прав неэтнических украинцев или их культуры в Украине не наблюдается, даже наоборот. Насколько я могу судить, государство активно поддерживает инициативы развития представителей нацменьшинств на уровне образования, профессиональной реализации и культурного развития. Это позволяет поддерживать стабильный общественный климат в сложившихся условиях. Именно это и является проявлением общественной толерантности, в основе формирования которой изначально лежала грамотная и либеральная политика мультикультурализма. Это в свою очередь позволяет избегать опыта Америки до принятия закона «О гражданских правах» и не писать свою «Зеленую книгу».
То есть Вы считаете, что украинское общество в силу проведения грамотной политики мультикультурализма существенно повысило уровень своей толерантности по сравнению с другими станами Европы?
Да, я действительно считаю, что украинский опыт единения и толерантности в условиях полиэтничности и мультикультурализма является, несмотря на все события и перипетии в стране, хорошим примером для тех государств, в частности, Западной Европы, которые переживают кризис в этнонациональной политике. Конечно, кто-то пытается использовать проблематику национальной идентичности, а также межнациональные противоречия в деятельности политических партий. Но это естественно в мультиэтническом обществе, так как здесь легко зацепить за живое. Вот почему так важно воспитывать и укреплять толерантность друг к другу чуть ли не каждый день. Большое значение здесь имеет поддержка правильно курса в образовательной сфере, как это было в моей школе, например, где никто никого не настраивал, не отделял и не выделял, а наоборот воссоединял отдельные единицы, отдельных представителей разных культур в одно пусть и микрообщество.
И в заключении я хотел бы сказать, что мультикультурализм – это в первую очередь позитивное социальное явление. Оно создает прекрасные условия для гармоничного мирного развития общества. В высокой степени оно предотвращает развитие этнических столкновений и укрепляет доверие между людьми, что в свою очередь способствует укреплению любой страны как единицы.