Огранённые алмазы, называемые бриллиантами, стали впервые широко использоваться в Индии в IV- III веках до нашей эры в качестве мощного амулета, отпугивающего нечистую силу. В индийской мифологии всякой нечисти было так много, что потребовалось совсем немного времени, чтобы обычные амулеты превратились в малодоступный предмет роскоши. Живущие неподалёку от индийцев практичные китайцы отпугивали злых духов с помощью нефрита, а алмазы вплоть до XIX использовали исключительно для заточки кухонных ножей. Первая английская торговая фактория в Индии была основана в 1613 году на западе страны в г. Сурат (штат Гуджарат), который в древности носил название Сурьяпур («город Солнца») и был главным центром обработки алмазов. Англичане быстро прониклись борьбой с нечистой силой индийскими методами и распространили их на европейском континенте. Особенно хорошо бриллианты в те времена действовали против дизентерии, пищевых отравлений и сглаза. Доблестные голландские лазутчики еврейского происхождения смогли проникнуть в индийские мастерские и выведать столетиями охраняемые секреты обработки самого твёрдого материала на земле. Вскоре голландские ювелиры медленно, но уверенно практически полностью монополизировали торговлю бриллиантами в Европе.
Особый расцвет торговли бриллиантами начался после открытия алмазных месторождений в Бразилии и Южной Африке. Основанная в 1888 году в ЮАР компания De Beers сумела подписать договорённости с банком Ротшильда и рядом других английский банков об эксклюзивных поставках алмазов. Был создан Лондонский Синдикат, который быстро задушил более мелких конкурентов, а компания De Beers стала контролировать 95% мирового производства алмазов. Банки Ротшильда занялись усиленным кредитованием высокопоставленных особ, желающих приобрести у них драгоценные камни, теперь уже не только способствовавшие улучшению пищеварения, но и обещавшие получение власти над миром. Впрочем, вместо власти над миром многих ожидала надёжная кредитная петля на шее. Умело проведённая пиар-компания сделала практически все государства Европы должниками крупных банкирских домов. Из дореволюционной полуголодной России в огромных количествах вывозились хлеб и другие продукты питания для оплаты процентов по предоставленным кредитам на покупку бриллиантов. Таким же образом несколько столетий назад были разорены богатейшие государства на американском континенте – ушлые выходцы с солнечной Испании успешно впаривали по заоблачным ценам наивным аборигенам копеечные стеклянные бусы как необычайную ценность и, конечно же, как сильный амулет против всякой бяки.
Для подавления возможных конкурентов и упрощения бухгалтерской отчётности Лондонский синдикат разработал свою классификацию бриллиантов, которая вскоре стала общемировой. В основе этой классификации лежат 4 С:
Color (цвет), Clarity (чистота), Carat (вес в каратах) и Cut (огранка).
По цвету (Color) бриллианты делятся на 9 групп:
В США бриллианты делятся на группы по цвету согласно цветовой шкале GIA от бесцветного до жёлтого, при этом каждый бриллиант сравнивается с эталоном определённой градации, которые обозначаются буквами от D до Z.
Чистота бриллиантов (Clarity) определяется природой и количеством дефектов, их расположением и размером. Дефекты рассматривают при десятикратном увеличении. Чем меньше будет обнаружено изъянов, тем более чистым считается бриллиант. Для определения чистоты используется 12 градаций:
Вес бриллиантов (Carat) имеет главное значение при определении рыночной стоимости небольших камней. На стоимость крупных камней больше влияет цвет и чистота. Масса бриллиантов измеряется с точностью до 0,01 карата, а 1 карат равен 0,02 г. Вес в 1 карат является базовым для расчёта стоимости камня.
Огранка бриллианта (Cut) собственно и делает алмаз бриллиантом. До конца XV века в Европе были распространены восьмиугольные кристаллы с большой плоской поверхностью. Следующим этапом был бриллиант с 18 гранями. Около 1650 года появилась «огранка Мазарини» с 34 гранями. В конце XVII веке первым европейским ювелиром, изготовившим бриллиант с 58 гранями, был итальянец Виченцо Перуцци (итал. Vicenzio Peruzzi). В настоящее время существуют технологии получения бриллиантов до 240 граней. Грани – многочисленные плоские поверхности – принято называть фацетами. Лицевая сторона бриллианта называется короной, а самая широкая грань на ней –площадкой. Для каждого камня идеально подходит только своя огранка, которая даст максимальное сверкание бриллианта. Неправильно выбранная форма огранки, выражаясь языком ювелиров, может легко «убить» камень.