В старинные времена на флоте применялись якорные канаты до 20-ти см толщиной. Удивительно, как люди могли с ними управиться! В те времена якорный канат измеряли в окружности и выражали в дюймах. И самые толстые нередко достигали аж 26 дюймов! Существовало мнение, что наиболее крупные корабли должны иметь трос, у которого кол-во дюймов окружности равнялось числу футов осадки самого судна при полном снаряжении.
Подъем якоря был достаточно трудоемкой задачей. Помимо того, что эту громадину нужно было вытащить из воды, так она еще и цепляла водоросли, густой ил или жидкую глину. Обращение с подобными материалами представляется и сейчас крайне неудобной и очень сложной задачей. А ведь его нужно было еще и уложить правильно в бухту, чтобы при следующем погружении якоря не возникло проблем. Толстые пеньковые канаты для якорей очень плохо сохли. Практически всегда они имели высокий процент сырости, что снижало их срок службы. Только современный канат стальной мог бы исправно работать долгие годы и то при надлежащем обращении.
Даже для опытной команды съемка с якоря была задачей долговременной и трудной. Получалась следующая ситуация. Помимо самого подъема, трос нужно было еще и правильно уложить. А обнести 20 дюймовое чудище вокруг барабана шпиля было невозможно. Решалась проблема тем, что для вытаскивания использовался более тонкий конец, который назывался кабаляром. Этот конец обносили вокруг шпиля, а концы разносили по палубе вдоль бортов и на бак. Далее их соединяли в одно кольцо. Канатные сезни применялись для крепления каната к кабалярингу. Нужны были часы, чтобы вытащить шпиль, упираясь в рукояти вымбовки. Не удивительно, что для этой операции требовались десятки матросов, иногда до пятидесяти.
Порой кораблям приходилось вставать на длительную якорную стоянку. В этом случае команда время от времени перепускала канат, чтобы он не терся в одном и том же месте. А пеньковые якорные тросы защищали отделкой свинцом или обмоткой сорвенями (плетенками из парусины или ворса). И все равно в сильный ветер операции обращения с ним становились очень трудными и даже рискованными. Интересно и то, что даже после изобретения якорной цепи, еще несколько столетий канат продолжал активно использоваться, не доставляя морякам ни грамма оптимизма. Хотя железные цепи в истории мореплавания известны еще со времен Александра Македонского, которому они помогли победить финикийцев.